Общественное движение и культура



 Дом декабриста В. Л. Давыдова -
Трудовое население правительство старалось не допустить к настоящей культуре. Церковь, тюрьма и кабак были тремя китами этой классовой политики. В Енисейской губернии к 1821 году было свыше 100, а к 1861 году - более 360 церковных храмов. Еще больше насчитывалось различных питейных заведений - кабаков, штофных и ведерных лавок, винных выставок. В го же время уездных и приходских училищ было всего 25, в них обучалось 870 учащихся, или 0,3 процента от общего числа жителей. Один грамотный приходился почти на 100 человек. В крае в 40-е годы было всего 16 врачей.
Но все путешественники в то же-время отмечали, что дома крестьян Енисейской губернии отличались особой чистотой. Жители носили опрятную и чистую одежду. Это видно, например, из "Подлинных записок" минусинского окружного начальника А. К. Кузьмина, который почти 20 лет жил в нашем крае: "Минусинский крестьянин ловок, смел, хороший наездник, хороший стрелок из винтовки... Вежлив со всеми, даже равным себе говорит "вы". Одевается чисто, всегда в сапогах, у редкого нет для праздника красной рубашки и нанкового халата. Женщины, как наши мещанки, ходят в платьях и платках; паневы и кичек нигде не увидется. Все молодые крестьяне бреются, только пожилых и стариков можно увидеть с бородами".

←Назад Вперед→



Край во время кризиса феодализма, становления и утверждения капитализма в России→ Первая половина XIX века→ Общественное движение и культура



История Красноярского края © 2009